Краткая инструкция
0. Этап.
Не является обязательным для проведения законодательно, но очень хорошо влияет на эффективность, результативность запланированного вами собрания. На этом этапе стоит попробовать найти единомышленников по вопросам, которые вы хотите решить на предстоящем собрании. Уже совместно обсудив вопросы, единомышленники – инициативная группа смогут у гораздо большего числа собственников определить мнение по вопросам собрания. В дальнейшем эта инициативная группа сможет вам помочь в проведении очной части, пройти с бюллетенями по квартирам и т.д. Помимо привлечения инициативной группы можно создать в соцсетях официальную страничку по дому (группу ВКонтакте) и провести опрос анкету по интересующим вас вопросам.
1. Этап.
Чтобы провести собрание в многоквартирном доме, нужен инициатор данного собрания. Инициатором может стать любой из собственников дома, где проводится собрание (ст. 45 п. 2 ЖК РФ). В дальнейшем инициатор прописывается в сообщении о проведении собрания с координатами (№ квартиры, № телефона) и временем, в которое к нему удобно обращаться за ознакомлением с информацией и материалами, которые будут представлены на собрании (ст.45 п. 5.5. ЖК РФ). Одним из документов, которые необходимо подготовить к собранию, является реестр собственников. Его можно заказать у нас, попросить в управляющей компании, составить самому. Реестр очень поможет в проведении самого собрания: обходу квартир с бюллетенями, подсчету голосов, проведению очной части. Реестр собственников - это документ который скоординирует ваш процесс.
2. Этап.
Сообщение о проведении собрания – это законодательно регламентированный документ, несущий в себе определенную информацию и конкретные действия.
С помощью сообщения о проведении собрания все собственники уведомляются о предстоящем собрании (ст. 45 п. 4 ЖК РФ). В сообщении должны быть указаны: 1. сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2. форма проведения данного собрания; 3. дата, место, время проведения данного собрания, место приема бюллетеней, дата окончания приема бюллетеней; 4. Повестка дня данного собрания; 5. порядок и место ознакомления с информацией и материалами которые будут представлены на данном собрании (ст. 45 п. 5 ЖК РФ).
Обычно сообщение о проведении собрания вывешивается на досках объявлений у подъезда, в подъезде. В нежилые помещения (магазины, кафе и т.д.) лучше занести лично. Даже если организация снимает помещение, то оставить его для передачи собственнику. Те квартиры, у которых нет приватизации, являются муниципальными и проживающие в них люди по договору социального найма не могут принимать участия в голосовании. Чтоб собрать голоса муниципалов, их тоже надо уведомить.
Для того чтобы собрать как можно больше человек на очной части, можно за два-три дня разнести всем сообщения по ящикам.
В целом сообщение вывешивается не менее, чем за 10 дней до проведения собрания.
Вопросы, поставленные в повестку дня должны звучать однозначно (не быть двусмысленно трактованные), и в одном вопросе два включать нельзя. Также нельзя менять вопросы в процессе собрания, добавлять, убавлять, писать отдельным вопросом иное.
Выбор председателя, секретаря, счетную комиссию и место хранения протокола – эти четыре вопроса являются обязательными для каждого собрания и всегда выбираются только для данного собрания.
3. Этап.
Очная часть очно-заочного собрания обычно проводится перед заочной частью. Собравшиеся собственники расписываются в реестре присутствующих на очной части очно-заочного собрания. Реестр говорит о том, что очная часть проводилась. Затем из присутствующих выбирают председателя, секретаря, счетную комиссию для данного собрания и определяют место хранения протокола. Дальше обсуждают все остальные вопросы, поставленные в повестке дня. Само голосование лучше проводить по бюллетеням в заочном формате, а на очной части детально обсудить поставленные вопросы и дать людям подумать.
4. Этап.
Как только прошла очная часть и на ней определились с председателем, секретарем, счетной комиссией для данного собрания и определили место хранения протокола, можно составлять бюллетени для заочной части.
Бюллетени можно составить и принести на очную часть тоже, но в них придется руками вписывать председателя, секретаря, счетную комиссию и место хранения протокола руками.
Требования по оформлению бюллетеня прописаны в ст. 48 п. 5 ЖК РФ
Для проведения заочной части очень помогает реестр собственников. Распечатанный рабочий вариант удобно иметь при себе при обходе квартир, в нем удобно отмечать для себя: те квартиры, которые уже проголосовали; записать телефон собственника, если квартира сдается; в какие квартиры вы не попали; где оставили бюллетени и их потом надо забрать; подсчитать сколько голосов вы уже собрали и скоординировать свои действия дальше.
Самое благоприятное время обхода это с понедельника по четверг и с 18:00 до 21:00 часа, в это время вы застанете максимальное количество жильцов дома.
Имея на руках реестр собственников при обходе квартир, вы минимум займете времени у голосуемого, ведь вся информация по квартире у вас уже есть и собственнику, чтобы заполнить шапку бюллетеня не надо бегать и искать свидетельства о праве собственности. Этим реестром вы значительно увеличите сбор бюллетеней.
Будьте внимательны при сборе кворума, на тот или иной вопрос. Сколько нужно набрать квадратных метров (кворум) прописано в ст. 44 ЖК РФ
Есть три источника, в которых можно посмотреть, сколько квадратных метров может принять участие в голосовании (общая площадь жилых и нежилых помещений): 1. ГИС ЖКХ - официальный портал, куда обязаны вносить информацию о домах управляющие компании и ТСЖ; 2. Реформа ЖКХ – тоже информационный портал с информацией о многоквартирных домах; 3. Реестр собственников – Excel таблица составленная на основании выписок ЕГРН из Росреестра.Во всех трех источниках информация о голосуемых квадратных метрах (общая площадь жилых и нежилых помещений) информация разная. Во избежание вопросов, со стороны контролирующих органов по кворуму, лучше брать большую площадь из этих источников и уже от нее считать кворум.
При сборе кворума всегда лучше его перебрать процентов на 5, для того чтобы, если возникнут вопросы по каким либо заполненным бюллетеням, и вдруг их могут признать недействительными (например из-за помарок, ошибок, и т.д.) у вас в запасе оставались квадратные метры, чтоб кворум не слетел.
5. Этап.
Подсчет голосов также удобно делать при помощи реестра собственников – пролиновав дальше колонки с вопросами и отмечая в них голосуемые квадратные метры «за», «против», «воздержался» (таблица подсчета голосов). Внеся все заполненные бюллетени в таблицу подсчета голосов, вы в одном месте наглядно видите итоговые результаты голосования. Затем с таблицы подсчета голосов уже легко их вставить в протокол.
Требования по оформлению протокола прописаны в приказе № 44/пр от 28 января 2019 года МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
6. Этап.
Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, прописано в приложении N 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 г. N 44/пр.
Уведомление собственников о результатах проведенного собрания осуществляется путем вывешивания копии протокола на доски объявлений не позднее пяти дней с даты оформления самого протокола.
Организация места хранения кроме, как в контролирующих органах (ГЖИ) осуществляется там, где прописано в бюллетенях (Например: у Иванова Ивана Ивановича в 1 квартире).